Для чего нужен эмоциональный интеллект, почему у многих из нас он не развит и что с этим делать – в обзоре Petrushka.online.
Под эмоциональным интеллектом понимают способность человека к распознаванию и пониманию эмоций, мотиваций и желаний как своих собственных, так и принадлежащих другим людям. Это помогает человеку в решении любых практических задач, связанных с достижением карьерных высот и каких-либо других целей (личностного роста, отношений, развития). Безусловно, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать – сделать это можно и самостоятельно, без помощи специалиста, используя специальные упражнения.
Основу эмоционального интеллекта составляет осознание собственных эмоций. Достичь осознания достаточно просто. В детстве нас не учили анализировать то, что мы чувствуем, наоборот, нам постоянно демонстрировали, что эмоции нужно подавлять. Поэтому мы с детства привыкли замалчивать и прятать тот спектр ощущений, который ежедневно нам приходится испытывать в офисе, транспорте, поездках по городу, пробках, при общении с коллегами, начальством, родственниками и т.д.
Чем грозит постоянное подавление эмоций? Срывами, перманентным чувством усталости после окончания рабочего дня, апатией. Подавление эмоций – одна из главных причин подавленности и хронического стресса у жителей мегаполиса.
Упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта помогают проанализировать свои чувства, справиться со своими недостатками, наладить бесконфликтное общение с коллегами и близкими – в общем, снять те блоки, которые нам мешают реализовать себя.
4 шага для развития эмоционального интеллекта
1С чего начать? Прежде всего, с вопросов самому себе. Основной: «Что я в данный момент чувствую?». Этот вопрос вы должны задавать себе минимум 3 раза в день. Отвечая на него, необходимо назвать одно из базовых состояний – например, гнев, печаль, страх или радость. Следующий вопрос должен быть относительно источника эмоций: «Что или кто вызвал у меня гнев или радость?». Для того, чтобы осуществлять анализ своих эмоций, можно завести специальный дневник, где фиксировать ответы на вопросы.
2Учитесь безошибочно определять эмоции других, задавая им вопросы об их эмоциях. Например, вы видите, что ваш коллега расстроен после встречи с клиентом. Свой вопрос всегда начинайте со слов «мне кажется, что..». Например: «Мне кажется, что тебя недооценивают/клиент тебя вывел из себя» и т.д. Учиться определять чужие эмоции можно по фильмам, выключая звук и наблюдая за актерами. Потом можно включить звук, перемотать и проверить, правильно ли вы понимаете происходящее.
Зачем понимать чужие эмоции? Это может пригодиться как в повседневной жизни, так и в офисе. Если вы правильно понимаете, что в данный момент движет человеком, вы можете управлять ситуацией, влиять на нее. То есть использовать полученные знания во благо себе. Вы удивитесь, насколько упроститься ваша жизнь, когда вы научитесь определять свои и чужие эмоции, понимать их причины. Окружающий мир станет проще и понятней, и вам в нем будет гораздо комфортнее.
3Следующий этап – управление своими эмоциями. Для этих целей подойдут любые техники, например, дыхательные. Если вы чувствуете волнение или прилив эмоций, начните глубоко и размеренно дышать – это помогает успокоиться. Короткий вдох, глубокий выдох. Дышать при этом лучше «животом» (диафрагмой) – для верности вы можете положить на живот руки и проверить этот момент. Можно использовать и другие варианты «успокоения»: походить туда и обратно, потянуться, попрыгать на одном месте. Выберете то, что вам помогает лучше всего.
В дополнение к этим техникам занимайтесь визуализацией своих желаний и медитациями. Также можно чередовать такие техники: каждый раз проходя мимо зеркала, улыбаться себе всю неделю, на следующей неделе перед тем, как лечь спать вспоминать все хорошее, что произошло за день, учиться воспринимать негативные ситуации под другим углом – искать положительные моменты. Все это должно привести вас к пониманию, что не сама ситуация приводит к наплыву эмоций, а зачастую наше отношение к ней.
4Управляйте чужими эмоциями. Здесь не обойтись без суперспособностей, одна из которых – умение слушать других. Делать это необходимо так, чтобы не перебивать, ваша задача – дать другому человеку выговориться. Второй момент – это анализ вашего стиля общения: что характеризует ваш стиль? Какие эмоции вы транслируете? Если вам не хватает терпения, вы часто бываете раздражительным, вам присущи срывы, поработайте над собой – учитесь доносить информацию в более спокойной манере.
Третий момент – говорите «да». Часто споры, недопонимание, конфликтные ситуации возникают потому, что наш собеседник чем-то недоволен, мы в ответ на его реплику либо оправдываемся, либо обвиняем его. Все это лишь разжигает эмоции и с той, и с другой стороны. Поэтому психологи советуют в чем-то соглашаться с критикой, признавать, что вы были не правы в каком-то вопросе. При этом фразу лучше начинать со слова «да». Это сразу успокоит собеседника и в корне изменит стиль общения – легче будет найти компромисс и договориться.
Источник: https://petrushka.online/psihologiya/emotsionalnyy-intellekt-elementarnye-uprazhneniya-dlya-razvitiya/